Программные продукты

Пришла пора поговорить о нотациях. Нотация — это набор знаков и правил, которые используются для графического описания, моделирования бизнес-процессов. Проще говоря, нотация определяет как мы обозначаем на схеме процессы, операции, события и т. Можно отметить 3 самые популярные нотации: Я не буду рассказывать об истории возникновения, развития и правилах использования нотаций — все это можно прочитать в Википедии. Вместо этого представляю свой взгляд на их использование, сугубо с практической точки зрения. это не одна нотация, а целое семейство.

Бизнес процесс. Реинжиринг. Обзор методологий проектирования бизнес процессов

Одна картинка стоит тысячи слов Народная мудрость Зачастую в моей работе возникает необходимость не просто изучить и решить определенную проблему, но выявить ее местонахождение в общей модели работы компании. Мало понимать, что определенное подразделение работает неправильно, важно понимать, каким образом оно взаимодействует с другими. Иначе невозможно выявить все существующие проблемы и выбрать оптимальный метод решения поставленной задачи. А для этого требуется изучить работу компании и составить ее функциональную модель.

Методология документирования технологических процессов IDEF3. Для построения адекватной и корректной модели бизнес-процесса, которая качестве примера созданные ранее модели, качество которых не вызывает.

Бизнес процессы на примере документооборота Вы здесь: Бизнес процессы на примере документооборота Возьмем составляющую предприятие. Каждый процесс можно представить в виде определенной последовательности шагов. Процесс можно описать различными способами или нотациями. Нотация формат описания бизнес-процесса — совокупность графических объектов, используемых в моделях бизнес процессов, и правил по моделированию. Приведу несколько примеров нотаций. 0 — используется для создания верхнего уровня модели бизнес-процессов, схемы выполнения процесса в общем виде.

Бизнес процесс отображается в виде прямоугольника со стрелками. Скажу честно, формат 0 достаточно сложен для понимания, лучше использовать эту нотацию, когда все ваши процессы вычищены и стабильно работают.

Для моделирования бизнес-процессов разработано специальное программное обеспечение, с которым работают специалисты. Моделирование может быть очень сложным и детальным, оно избыточно для большинства практических задач. Сложное моделирование бизнес-процессов мы применяем редко, по пожеланиям Клиентов. В практике мы используем простые модели бизнес-процессов в виде схемы и таблицы.

Как известно, функциональные модели IDEF0 — это всегда . Пример описания функциональной модели бизнес процесса второго.

Часто при заполнении экранных форм поддерживается технология электронной подписи. В процессе эксплуатации система накапливает задания, ожидающие обработки, и формирует очереди заданий различных типов как для каждого пользователя, так и для группы. Автоматически производится периодическое обновление очередей и уведомление пользователя о наличии в очереди новых, еще непросмотренных заданий, заданий с высоким приоритетом или заданий с установленным предельным сроком выполнения.

Например, в системе для работы с очередью заданий имеется специальное окно. Набор операций для работы с очередью заданий содержит следующие операции: После выпуска или пересылки задания оно автоматически удаляется из очереди. В управлении и выполнении процесса участвуют следующие классы пользователей: Каждый пользователь имеет уникальный код, пароль и относится к некоторой группе пользователей.

Средства управления доступом системы ограничивают доступ к операциям, функции запуска экземпляров процесса и возможностям администрирования для определенных пользователей или групп пользователей. Кроме того, большинство систем предоставляют возможность управления доступом на уровне ролей, в соответствии с которой права доступа могут назначаться не физическим лицам или подразделениям, а должностям ролям.

Для контроля и управления текущим состоянием выполнения экземпляров процесса в системах предусмотрены следующие функции: Регистрационный журнал представляет собой внутренний отчет системы, в котором для каждого экземпляра процесса фиксируются дата и время каждой транзакции, выполненное действие и исполнитель. С помощью регистрационного журнала в любой момент времени можно получить информацию о том, что происходило и происходит при выполнении конкретного экземпляра процесса.

Примеры бизнес-процессов

Моделирование — процесс исследования деятельности организации с целью построения формализованного графического, табличного, текстового описания бизнес-процессов организации. Для моделирования рекомендуется использовать следующие методы сбора информации: Процесс моделирования бизнес-процессов уникален в рамках организации.

Два способа построения моделей бизнес-процессов в IDEF0 Собственный опыт применения IDEF0 и примеры использования его различными.

0 как инструмент моделирования процессов Андрей Дворников При внедрении в организации процессного менеджмента ключевой задачей проектных менеджеров является описание бизнес — процессов. Не сделав корректного, подробного и в то же время легкого и понятного описания процессов в регламентирующих документах, можно сколько угодно говорить об эффективности и результативности процессного подхода в организации. Слова так и останутся словами, даже если они очень красивые и правильные.

С одной стороны, без графического представления сути какого либо действия, которое бы обеспечивает максимальное визуальное восприятие и понимание сути процесса от рядового менеджера до генерального директора и максимальную информативность о компонентах процессов механизмах участниках , ресурсах, расходных материалах, информации, документах , любое описание процесса обречено на неудачу. В такой ситуации документированные процедуры становятся более похожими на кирпич и заслуженно пылятся, после окончания проекта, на полках, так и не востребованные персоналом.

При этом времени и денег затрачено много, а результат А результат в лучшем случае равен нулю.

Глава 2. Нотация 0, или матрёшка для бизнес-аналитика

Основана на методологии . , технология структурного анализа и проектирования - графические обозначения и подход к описанию систем. Разработка началась в году и была опробована на практике в компаниях различных отраслей аэрокосмическая отрасль, телефония и т. Публично появилась на рынке в г и получила очень широкое распространение в мире. Автоматизация деятельности предприятий потребовала соответствующих методик и инструментов.

Выход бизнес-процесса, описанного в стандарте IDEF0 полностью соответствует Давайте рассмотрим пример бизнес-процесса"Выточить деталь".

Бизнес как система. Методология 0 В каждой системе существуют некоторые процессы. Или — бизнес-процессы — если мы говорим о бизнес-системе, о коммерческой компании. В материалах первого раздела мы покажем, что компания является системой и покажем, какие типы процессов в компании протекают. Мы научимся определять, к какому типу относятся те или иные процессы и придём к первичному пониманию места процессов управления персоналом в бизнес-процессах компании.

Весь этот путь мы пройдём с оглядкой на методологию 0, которая, в частности, используется при сертификации по стандарту качества И представляет собой методологию функционального моделирования. Стандарт позволил, во-первых, полностью описать все процессы, протекающие в компании. И, во-вторых, 0 позволил зафиксировать все взаимосвязи между всеми процессами в организации — одной из отличительных чёрт методологии является соподчинённость объектов процессов и функций.

Последняя редакция 0 была выпущена в году и с тех пор стандарт изменений не претерпевал. Призма 0:

3 способа моделирования бизнес-процессов

Она была разработана в середине прошлого века в рамках аэрокосмического проекта в США и, показав свою эффективность, стала федеральным стандартом. Издание официальное. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России г.

Стандарт IDEF0 и его применение в моделировании бизнеса. приводится сквозной пример моделирования гипотетического процесса"Продажа".

Иту Электронный магазин 21 2. Многих руководителей до сих пор можно поставить в тупик прямым вопросом об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов. Наиболее продвинутые и регулярно читающие экономическую периодику менеджеры, как правило, начинают чертить понятные только им одним иерархические диаграммы, но и в этом процессе обычно быстро заходят в тупик.

То же самое касается сотрудников и руководителей различных служб и функциональных подразделений. В большинстве случаев, единственным набором изложенных правил, в соответствии с которыми должно функционировать предприятие, является набор отдельных положений и должностных инструкций. Чаще всего эти документы составлялись не один год назад, слабо структурированы и невзаимосвязаны между собой и, вследствие этого, просто пылятся на полках. До поры до времени подобный подход был оправдан, так как во время становления российской рыночной экономики понятие конкуренции практически отсутствовало, да и затраты считать не было особой необходимости - прибыль была гигантской.

В результате этого, мы видим в течение последних двух лет вполне объяснимую картину: Отчасти это обусловлено тем, что на предприятии не были внедрены стандарты управления, полностью отсутствовало понятие функциональной модели деятельности и миссии. С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать"узкие места" в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса.

Самые популярные нотации описания и моделирования бизнес процессов

Добрый день, коллеги. В данной статье будут рассмотрены общие подходы к моделированию процессов, графические нотации бизнес моделирования, применимость нотаций для различных задач и уровней детализации процессов. Сравнительный анализ будет проведен на примере 4-х часто используемых нотаций: Главная цель использования графических нотаций - создание простых и понятных сотрудникам организации схем процессов.

Графическая схема, в отличие от текстового описания, позволяет быстро, буквально, одним взглядом, охватить весь описываемый процесс или его часть, соответствующую требуемому уровню детализации.

На рисунке №1 приведён пример одного из бизнес-процессов, описанных по методологии IDEF Понятно, что при описании реальных.

Поделиться в соц. Прежде всего, необходимо заметить следующий факт. В настоящее время умственные ресурсы, вкладываемые в свою деятельность руководителем любого ранга, по своему эффекту во многом неудовлетворительны, что по большому счету является следствием слабой"вооруженности" руководителей. Наиболее частый выход из такого положения многие российские менеджеры видят в использовании общепринятых на Западе стандартов и концепций управления, а также реализующих эти стандарты информационные системы.

С другой стороны, в области моделирования бизнес-процессов, как одного из инструментов для поддержки деятельности руководителя, наиболее популярными являются стандарты описания семейства методологий . Но вместе с тем, что данной методологией уже вряд ли кого-то удивишь, в ее применении остаются актуальными две проблемы, проблемы именно для руководителей.

Первая заключается в использовании данных стандартов и получаемых моделей для управления организацией. Первоначальное использование , как и введение понятий"бизнес-процесс","стандарт моделирования деятельности компании","методология описания" и т. Можно даже сказать, что информационные технологии сейчас в принципе выступают мощным"локомотивом" изменений, который приводит в движение все остальные части компании.

Почему именно информационные технологии? Во-первых, потому что с изменением бизнес-среды перед предприятием встают не только новые оперативные вопросы, но и появляются новые стратегические задачи развития, решение которых требует новую информацию, причем качественно новую, отражающую не только состояние, но и само строение бизнес-системы.

Моделирование бизнеса — , ,

Прописаны ли бизнес-процессы в вашей компании? Используетели вы приведенные ниже модели? Как данные модели могут помочь вам устарнить проблемы в вашем бизнес-процессе? Процесс управления проблемами предприятия имеет цель устранения ошибок, своевременного обнаружения проблем и формирования комплекса мер по их решению.

Термины: BPMN, BPM, IDEF0, нотации моделирования бизнес-процесса, На схемах материала приведены несколько примеров IDEF0-диаграмм.

Стандарты предприятия обычно составляют подмножество стандартов 1 и 2 , обогащенное процедурными правилами разработки и согласования моделей БП, принятых на предприятии. Какими бы ни были жесткими нормативные ограничения всегда найдутся неопределенная ими область творчества для постановщика задачи и ее исполнителя, а также возможности по интерпретации этих ограничений. Согласованные точки зрения постановщика и исполнителя проектной задачи, дополняющие и не противоречащие нормативным ограничениям, назовем установочными концепциями.

Ими могут быть: Установочные концепции, апробированные на практике, могут являться основой для разработки предложений по совершенствованию стандартов предприятия. Автор не ограничивается рассмотрением одной из целей моделирования, а концентрируется на аспектах моделирования БП, имеющих общую значимость. Фактически речь идет о процессе приспособления стандарта и точек зрения проектировщика, который, как правило, содержит огромные возможности для привнесения субъективных решений - как по воле проектировщика, так и заказчика проектных работ.

Опыт использования стандарта 0

Пример бизнес-процесса в Приведенные в статье примеры бизнес-процессов упрощены в ознакомительных и учебных целях и не могут быть внедрены в действующие системы управления бизнес-процессов без дополнительной детализации. Моделирование бизнес-процессов производится в рамках этапа описания процесса управления бизнес-процессами, результатом которого является модель. В качестве примера будет смоделирован бизнес-процесс"Управление проблемами" . Описание бизнес-процесса Бизнес-процесс управления проблемами предназначен для оперативного обнаружения проблем, устранения неполадок и принятия мер для устранения появления таких проблем в дальнейшем.

Секреты моделирования и проектирования бизнес-процессов разнообразия иллюстрируется на примере стандарта IDEF0.

Перекресток, имеющий одну стрелку на одной стороне, должен иметь более одной стрелки на другой. Перекресток не может быть одновременно перекрестком слияния и ветвления. В ситуации, когда необходимо одновременно осуществить слияние и разветвление потоков работ, вводится каскад перекрестков. Правило относительно единиц работ В блок может входить и из блока может выходить только одна связь последовательности.

Для отображения множества входов и выходов используются перекрестки. Разрешается множественная декомпозиция работ: Номер работы А Используются две нотации: Процессы функции, операции, действия , которые обрабатывают и изменяют информацию. Процессы показывают, каким образом входные потоки данных преобразуются в выходные 2. Потоки данных, которые обозначают взаимодействие процессов с внешним миром и между собой.

Поток данных соединяет выход процесса объекта с входом другого процесса объекта.

ИСРПО IDEF0

Узнай, как дерьмо в"мозгах" мешает тебе больше зарабатывать, и что можно сделать, чтобы очистить свои"мозги" от него полностью. Кликни здесь чтобы прочитать!